Как
писать отзыв на самостоятельно прочитанное художественное произведение?
Довольно часто каждому из нас приходится составлять отзыв
(рецензию) на самостоятельно прочитанную книгу или просмотренный кинофильм. Как
правильно это делать?
*Начинать работу нужно с кратких сведений о писателе,
особенно если автор малоизвестен.
* Сообщите о теме его произведения, идее, проблематике.
*Отметьте его актуальность.
*Раскройте композиционные особенности, укажите их роль в содержании.
*Оцените мастерство писателя.
*Расскажите, что полезного вы узнали, прочитав эту книгу.
*Поделитесь мыслями, чувствами, впечатлениями, которые вы испытали после
прочтения произведения.
* Какие открытия вы сделали для себя, прочитав эту книгу?
*Самое яркое впечатление?
*Напишите, почему вы посоветовали бы прочесть эту книгу и другим?
При написании отзыва не следует строго придерживаться данных пунктов. Что-то вы
захотите написать, а что-то оставите без внимания. Манера изложения должна быть
свободной, чтобы заинтересовать слушателя. Строгое соблюдение всех пунктов
предлагаемого плана вызовет впечатление лекции, постарайтесь избежать этого. Не
бойтесь проявить свою индивидуальность, побольше рассказывайте о своих личных
впечатлениях.
Проанализировать эпизод — это значит: — определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил); — уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния; — показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры; — сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей; — определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом; — понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Примерный план сочинения
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения. 1. Связь сцены с предыдущим развитием действия. (Второй пункт основной части плана опять будет подсказан рекомендациями к анализу эпизода, данными к уроку.) 2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях. В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты): а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”; б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине; в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора. Следующие пункты плана формулируются на основе рекомендаций к сочинению-анализу эпизода художественного произведения. 3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои). 4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения. 5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
Стоит оговориться, что составленный нами план носит рекомендательный характер. На основе его можно будет составить план к конкретно предложенной теме, допускающей анализ эпизода.
Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах. Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего на самостоятельно прочитанное произведение литературы. Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной практике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом). Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв. [b]
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Наши координаты
682732, п.Горин Солнечного района Хабаровского края, ул.Комсомольская, 11. Тел. 8(42146)62-5-62 e-mail: gorinschool@yandex.ru