Воспитательная работа школы в прошедшем учебном году строилась в соответствии с Программой развития «Школа ключевых компетенций», основная цель которой
создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:
· Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечь её к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
· Повысить эффективность работы по воспитанию культуры поведения, ответственности, морально-волевых качеств учащихся.
· Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.
· Продолжить проведение нравственных уроков «Я в мире…Мир во мне…».
· Использовать потенциальные ресурсы социальной среды для обогащения социального опыта детей.
· Создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования.
· Воспитывать на уроке, формировать социальный опыт. «Усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство развития личности».
При реализации целевой комплексной программы развития «Школа ключевых компетенций», обратили внимание, прежде всего, на осуществление следующих компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция.
Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Социально-трудовая компетенция.
Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования
направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.
Учебно-познавательная компетенция.
Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационные компетенции.
При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция.
Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Коммуникативная компетенция,
включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. )
Согласно данным компетенциям внеурочная деятельность поделена на общественно-полезную,
благотворительную, самодеятельно-творческую, досуговую, спортивную.
В школе действует воспитательная программа «Я в мире… Мир во мне»
Представленная программа воспитания школьников выдвигает пути решения комплексного подхода к проблемам воспитания будущего гражданина России, включает в себя коллектив педагогов, учащихся, родителей.
Программа состоит из разделов:
1. «Мое Отечество»
2. «Дорогой памяти»
3. «В здоровом теле - здоровый дух»;
4. «Проблема семьи - проблема школы»;
5. «Всякое знание превращай в деяние»;
6. Этические нормы.
Каждый раздел имеет свои конкретные цели, которые могут реализовываться на трех уровнях: классном, школьном, родительском.
Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьных коллективов.
Программа доступна любому педагогу. Работа по ней не лишает педагога творчества, не освобождает от профессиональных усилий, а предоставляет основные опоры в планировании работы с детьми.