Суббота, 19.08.2017, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОШ п. Горин Солнечного района Хабаровского края

Меню сайта
Сайты школ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Роль вводных слов как средства речевой характеристики персонажей


Роль вводных слов как средства
речевой характеристики персонажей

(на примере образа Хлестакова
из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
научно-исследовательская работа
Богаченко Анны, ученицы 9-А класса.
Руководитель Хабибуллина М.И.,
учитель русского языка и литературы I кв.к.


Введение
1. Вводные слова и их роль в русском языке
1.1.    Определение «вводное слово»
1.2.    Классификация вводных слов
2. Использование вводных слов в качестве речевой характеристики Хлестакова
2.1. Образ Хлестакова
2.2. Вводные слова в речи Хлестакова как средство речевой характеристики
2.3. Речевая характеристика Хлестакова
Заключение
Список литературы

Введение.

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: "К счастью..."
                     И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во-первых", "во-вторых".
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю где была душа.

Александр Кушнер
1962


Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность. С их помощью можно передавать различные чувства. А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения. В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей. Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

Вводное слово – слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Вводные слова – слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщению, общую оценку сообщения, указание на источник сообщения или на его связь с контекстом речи. В качестве вводных слов могут употребляться как слова, изолировавшиеся от той или иной части речи и используемые только как вводное слово, так и слова, которые сохранили живые связи с различными частями речи и могут быть членами предложения. Вводные слова могут содержать эмоциональную оценку сообщения или призыв к вниманию, указывать на  степень достоверности, источник, стиль или на отношение между частями сообщения,  - так дает определение Большая советская энциклопедия. С помощью вводных слов говорящий  может выразить своё отношение к тому, что он сообщает.

Проблема.
·    Можно ли характеризовать персонажей по употреблению ими вводных слов.
·    Можно ли по вводным словам определить характер персонажа в произведении.

Актуальность работы.
Чтобы понять, насколько актуальна и востребована тема, мы провели опрос среди учащихся 5-х классов, в 8 и 9 классах. В опросе участвовало 54 учащихся. На первый вопрос «Знакомы ли вводные слова» ответили положительно 35 человек, то есть почти 65 процентов.
Следовательно, большинство детей с вводными словами знакомы. Но во втором вопросе, где требовалось найти вводные слова, правильно сделали 53 процента. Несмотря на то, что тема знакома для большинства детей, не все могут узнавать вводные слова. В третьем вопросе нужно было дать характеристику человеку, употребляющему такие вводные слова, как «вероятно», «очевидно», «наверное», «мне кажется». Справилось с этим заданием около 80 процентов учащихся. Таким образом, по употреблению в речи вводных слов любым человеком окружающие могут определить его речевую характеристику. Среди вводных слов встречаются много таких, которые редко употребляются в повседневной речи, а чаще используются в художественной литературе. 

Гипотеза.

Мы предположили, что если в разговорной речи вводные слова являются речевой характеристикой человека, то и в художественной литературе использование вводных слов в речи персонажей, также может стать их характеристикой.
Для подтверждения своей гипотезы мы использовали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» и ее главный персонаж – Хлестокова.

Цель – выявление роли вводных слов в речи Хлестакова и составление его речевой характеристики.
Задачи.
1.    Изучить группы вводных слов. Изучить литературу о вводных словах и их роли.
2.    Выписать реплики Хлестакова, в которых он использует вводные слова.
3.    Соотнести и систематизировать реплики по тематическим группам.
4.    Соотнести с речевой характеристикой.

Методы исследования.

В исследовании темы мы использовали поисковые методы, которые помогли вычленить как в научной, так и в художественной литературе необходимую информацию. Методы анализа информации, синтеза способствовали систематизации вводных слов и цитат из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в построении таблиц. Метод наблюдения за использованием в речи вводных слов помог составить речевую характеристику Хлестакова. Методы статистического анализа помогли нам определить уровень знакомства учащихся с вводными словами и определить актуальность темы.

Краткий обзор литературы о вводных словах, их роли в комедии Гоголя.

В ходе исследования мы обратились к художественной литературе, к статье Гоголя «Отрывки из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», статьям интернета и увидели, что нигде не анализируется употребление вводных слов в речи Хлестакова.
1. Вводные слова и их роль в русском языке    

1.1. Определение вводных слов
Что такое вводные слова?
Учёные-языковеды не однозначны в своих определениях. Так, например, в энциклопедии «Русский язык» дается отдельно понятие «вводное слово» и «вводное предложение».  Вводные слова – слова, которые занимают в предложении автономную позицию и выполняют оценочно-квалификативную функцию, выражая различные аспекты субъективного отношения говорящего к сообщаемому.  Водное предложение – конструкция, формально соотносимая с предложением, но функционально аналогичная вводному слову (см.).
В учебнике Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория» говорится, что вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания: уверенность или неуверенность и другие.
В учебных пособиях, справочниках, в учебнике Разумовской М.М. дается понятие «вводная конструкция». Например, автор Селезнева, в учебном пособии для школьников старших классов и поступающих в вузы «Русский язык. Орфография и пунктуация», сообщает, что вводные конструкции(слова, словосочетания, предложения)  вводятся в предложение в качестве автономных элементов для выражения отношения к содержанию или логико-стилистических особенностей высказывания. В справочнике для школьников и поступающих в вузы «Русский язык» мы встречаем следующее определение: Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые включаются (вводятся) в предложения для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания и повышают выразительность речи. Разумовская М.. более лаконична в определении: вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Как видим, среди авторов различных пособий нет единодушия, так как  вводные конструкции более широкое понятие, вбирающие в себя и вводные слова, и вводные предложения.
Таким образом, в своей работе мы остановимся на определении, данном М.М. Разумовской: вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Отличаются и функции вводных конструкций. Например, все говорят о способности вводных слов выражать свое отношение к содержанию высказывания. В справочнике «Русский язык» Т.М. Ваителева, В.В. Тихонова говорят о способности вводных слов повышать выразительность речи. В справочнике Л.В. Селезнева отмечает способность вводных конструкций выражать логико-стилистические особенности высказывания.
1.2. Классификация вводных слов.

Рассмотрим классификацию значений вводных конструкций, представленных в различных пособиях.

Несмотря на различный подход к выделению основных значений вводных конструкций, мы можем сказать, что между ними много общего. Поэтому в своем исследовании мы остановимся на классификации В.В. Бабайцевой, которая более лаконично отражает функции вводных конструкций.

2.    Использование вводных слов в качестве речевой характеристики Хлестакова.


2.1.  Образ Хлестакова.

Николай Васильевич Гоголь в статье «Отрывки из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору» даёт Хлестакову характеристику, что он «… Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустым» и еще, что «… Он принадлежит к тому кругу, который по-видимому, ничем не отличается от прочих молодых людей. Он даже хорошо иногда держится, даже говорит иногда с весом, и только в случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, показывается его отчасти подленькая, ничтожная натура»
Хлестаков не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он "нахватался” по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:
    во-первых, по отношению к дамам;
    во-вторых, при первой встрече с городничим;
    в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые; предложения подчас неправильно построены; тон самый безалаберный. Это речь пустого, никчёмного человека.

В речи перепутаны разные стили:

    а) романтическая "светская” болтовня ("Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; "грязные трактиры”, "мрак невежества”);
     б) чиновничье-канцелярский жаргон ("Извольте, господа, я принимаю должность”, "...для письма, этакая крыса...”);
     в) книжно-сентиментальный стиль ("Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
      г) разговорно-бытовые просторечия ("И странно: директор уехал — куда уехал, неизвестно”).
Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
В сцене вранья он врёт, что

    Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
    Его хотели сделать коллежским асессором.
    Сторож бежит за ним почистить сапоги.
    С Пушкиным на дружеской ноге.
    Много насочинял.
    Дом у него первый в Петербурге.
    Он бывает на великолепных балах.
    Играет в вист с разными посланниками.
    Живёт в бельэтаже.
    Управлял департаментом.
    Его сам государственный совет боится.
    Его приняли за главнокомандующего.

2.2. Вводные слова в речи Хлестакова как средство речевой характеристики. 


2.3.  Речевая характеристика.

Анализируя данные таблицы, мы можем сделать вывод, что  «Хлестаков не надувает, ведь он не лгун по натуре, а он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Если он видит, что всё хорошо, его слушают – и по тому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души и совершенно откровенно и, говоря ложь, показывает в ней себя таким, как есть. Хлестаков лжет вовсе не холодно – или фанфаронски-театрально; он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, поучаемое им от этого» - такую характеристику речи дает Гоголь в приложение «Отрывки из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору». Использованные в речи вводные слова характеризуют его, во-первых, как человека неуверенного, боящегося, что его разоблачат; во-вторых, как человека, ссылающегося не на определенные источники, а ходящего вокруг да окало. В-третьих, слова относящиеся к группе «призыв к собеседнику» характеризуют его, как человека светского, воспитанного, культурного, что располагает к общению.

Заключение.

Изучив вводные слова и проанализировав использование вводных слов в речи Хлестакова, мы пришли к выводу, что вводные слова являются одним из средств речевой характеристики человека и средством создания художественного образа.  Таким образом, мы доказали гипотезу.

Список литературы.

  1. Большая советская энциклопедия. Т. 4. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1971 г.-  С. 346
  2. Русский язык: энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Дрофа, 2007 – С. 64.
  3. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – С. 106.
  4. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения: учебное пособие / Л.Б. Селезнёва. – М.: Дрофа, 2006. – С. 279.
  5. Учебная литература
  6. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5 – 9 классов образовательных учебных заведений – М.: Просвещение, 1992, - С. 203.
  7. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – М.: Дрофа, 2008. – С. 124.
  8. Гоголь Н.В. Петербургские повести. Пьесы / Н.В. Гоголь. – М. : Дрофа, 2007. – С. 178 – 263. – (Библиотека классической художественной литературы).
  9. Гоголь Н.В. Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору // Гоголь Н.В. Петербургские повести. Пьесы / Н.В. Гоголь. – М. : Дрофа, 2007. – С. 349 – 354.
  10. Источник: http://5-ege.ru/vvodnye-slova/
  11. Источник: http://gramma.ru/RUS/?id=13.36


Наши координаты
682732, п.Горин Солнечного района Хабаровского края, ул.Комсомольская, 11.
Тел. 8(42146)62-5-62
e-mail: gorinschool@yandex.ru
Награды

Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Информер

Copyright MyCorp © 2017